Предмет политической философии
Перефразируя Дж. Тернера, можно сказать, что современная информационная парадигма призвана реализовать три главные цели при постижении мира политического:
1) классифицировать и организовать происходящие в мире события таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе;
2) объяснить причины происходящих событий и предсказать, когда, где и как будут происходить события будущего;
3) предложить интуитивно привлекательное здравое «понимание» того, почему и как должны происходить события.
Современная научная картина мира политического отличается сложностью, динамичностью, открытостью, многовариантностью, виртуальностью политических процессов, что существенно отличается от прежней догматической узости, одновариантности и монологичности политических подходов прошлого. Управление информационными потоками становится главным рычагом политической власти, которая все больше приобретает виртуальные формы. Стремительное развитие информационных технологий приводит к разрушению старых институтов политической власти, что способствует развитию новых противоречий и конфликтов в современном обществе.
Политическая философия призвана исследовать центральные конфликты современной постклассической политической картины мира, и главный из них — между политической системой, которая только начинает перестраиваться под воздействием информационных технологий, и внесистемной оппозицией, использующей сегодня все преимущества гибких сетевых структур. От того, насколько успешно будет решен этот острый конфликт современности, зависит будущее политическое развитие.
В рамках информационной парадигмы философии политики принципиально по-новому решаются многие проблемы хроно- и геополитики в современном обществе. И нформационная революция привела к существенным изменениям политического пространства и времени, поставила целый ряд новых острых вопросов. Наиболее сложной проблемой стало осмысление изменений структуры и качества политического времени и пространства. Феномен предельного ускорения политического времени в сетевых структурах привел к «исчезновению» политического времени: на наших глазах происходит стирание исторических, социокультурных и сакральных координат виртуального времени, которое признает только «вечное теперь» — актуальное настоящее на экранах телевизоров и мониторах компьютеров, что равнозначно нивелировке самого понятия времени.
Одновременно освоение виртуального пространства привело к нивелировке и поглощению реальных пространств за счет развития скорости политического времени. Новая информационная парадигма геополитики означает, что в XXI в. судьба пространственных отношений между государствами будет определяться в первую очередь информационным превосходством в виртуальном пространстве. Тем самым вопрос о роли символического капитала культуры в информационном пространстве приобретает не абстрактно-теоретическое, а стратегическое геополитическое значение. Но социокультурные факторы активизируются только благодаря человеческой активности, поэтому в центре информационных технологий находится сам человек политический как творец и интерпретатор современной политической истории.
Именно поэтому политическая философия видит корень всех изменений в современном обществе в развитии человека политическою — эволюции его мировоззрения, идентичности, политической социализации. Человек политический как созидатель, пророк, трибун, революционер и могильщик политических институтов и идеологий выступает главным предметом исследования политической антропологии. С точки зрения информационной парадигмы центральная антропологическая проблема современности — влияние виртуальной реальности на формирование менталитета человека политического информационного общества.
Философия политики призвана исследовать разрушительные воздействия информационных технологий, усиливающих «анатомию человеческой деструктивности» (Э. Фромм). Наиболее острый вопрос политической антропологии — превращение ответственного гражданина в безответственного потребителя, небывалое в истории развитие культа потребления и разрушение политических качеств современного человека.
Изучение посттрадиционных политических актеров с нестандартными формами политического поведения привели политическую философию на путь перехода к «мягкому» политическому мышлению, гибким политическим технологиям, рассчитанным на многомерность и пластичность объектов. Главная проблема постклассической методологии — поиск новых механизмов исследования процесса самоорганизации сложных, нелинейных, стохастических процессов постклассического мира политики. Все это способствует утверждению двух новых постклассических парадигм философии политики: синергетики и герменевтики. Синергетический подход делает основной акцент на проблемах самоорганизации политических процессов в информационном обществе, а политическая герменевтика — на вопросах интерпретации политических ценностей и традиций в глобальном диалоге современных цивилизаций.