Политическая философия в эпоху Возрождения и Новоrо времени

Ницше дал политическим философам "легкий рецепт" производства у руля государственного управления "великого человека толпы". Он советовал, что при всяких условиях нужно доставлять толпе то, что ей весьма приятно, или сначала "вбить ей в голову", что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это. Но ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли, или по крайней мере должно казаться, что такая сила существует. Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет, и всякий говорит себе, что, если бы он обладал ею, для нее и для его эгоизма не было бы границ. И если обнаруживается, что такая сильная воля осуществляет что-либо весьма приятное толпе, вместо того чтобы прислушиваться к желаниям своей алчности, то этим еще более восхищаются и с этим поздравляют себя. В остальном такой человек должен иметь все качества толпы: тогда она тем не менее будет стыдиться перед ним, и он
будет тем более популярен.

Итак, согласно Ницше, государственный деятель - "сверхчеловек" может быть насильником, завистником, эксплуататором, интриганом, льстецом, пролазой, спесивцем - смотря по обстоятельствам. Бенито Муссолини - основатель и глава итальянской фашистской партии в своей работе "Доктрина фашизма" во многом конкретизировал философские положения Ницше в практике политического управления. Б. Муссолини писал: "Фашистское государство является воплощенной волей к власти и управлению. Римская традиция здесь- идеал силы в действии. Согласно учению фашизма правительство представляет собой не столько то, что выражено в территориальных и военных терминах, сколько то, что выражается в терминах моральности и духовности. О нем надо думать как об империи, т.е. как о нации, которая прямо или косвенно правит другими нациями, не имея желания завладеть ни единым квадратным ярдом территории. Для фашизма подъем империи, т.е. расширение нации, является сущностным проявлением жизнеспособности и противоположностью признакам упадка. Люди, которые возвышаются или поднимаются вновь после периода упадка,- всегда империалисты; любое отступление есть признак упадка и смерти".

Но одновременно в политической философии развивается другая концепция политической власти и управления, основанная на принципах гуманизма и демократии. Французские и английские философы эпохи Просвещения заложили основы конституционализма и разделения властей в политике, создав систему "сдержек и противовесов".

Известный политический философ Шарль Монтескье ( 1 698−1755) провозгласил, что свободное развитие может быть обеспечено лишь в том случае, если власть в государстве будет разделена на три обособленные ветви, каждая из которых станет сдерживать и уравновешивать другие. Ш. Монтескье в книге "0 духе законов" написал слова, вошедшие в "Золотой фонд" современной политической философии как теория разделения властей: "Политическая свобода может быть обнаружена только там, где каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках власть до последней возможности .. . Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе ... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. И наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти".

В своей политической философии Монтескье исповедовал также принципы географического детерминизма. Он высказал идею о том, что законы страны (точнее "дух законов") должны соответствовать условиям географической среды, только тогда государство способно гармонично и успешно развиваться во времени и в пространстве.

На основе сравнительного анализа "духа законов" разных народов французский философ вплотную подходит к формулировке принципа соответствия политики, права и территории. Он лаконично и образно сформулировал кредо географического детерминизма в политической философии: "Власть климата есть первейшая власть на земле".

Именно климат, по мнению Монтескье, оказывает прямое воздействие на физиологическое состояние людей, а значит, и на их психологию, что в свою очередь играет решающее значение при организации общественного устройства и учреждении политических порядков: "Малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу". Поэтому климатические условия становятся для Монтескье основанием для сравнительного анализа "духа законов" разных народов.