Политическая философия в эпоху Возрождения и Новоrо времени
Седьмая эпоха начинается "от первых успехов наук в период их возрождения на Западе до изобретения книгопечатания". По мнению Кондорсе, даже в обстановке религиозных войн дух прогресса никогда не угасал: подавляемый в одних, он возрождался в других странах мира. Начинается быстрое развитие производства: появляются первые бумажные фабрики и ветряные мельницы. С изобретением пороха и компаса наступает переворот в военном деле. Но разум по-прежнему не свободен, он все еще в оковах: человек предпочитает изучать древние книги, а не явления природы.
Восьмая эпоха, по Кондорсе, наступила с изобретением книгопечатания и закончилась тогда, когда "наука и философия сбросили иго авторитета". Именно с появлением книгопечатания прогресс становится окончательным и необратимым: все открытия науки теперь доступны грамотным людям. Галилей, Коперник, Кеплер вносят в науку дух критики, утверждают в ней роль и значение опыта, наблюдения, эмпирических данных. Разум и природа становятся единственными учителями и авторитетами для человека. Эта эпоха-эпоха географических открытий и религиозной реформации.
Девятая эпоха - от эпохи Декарта до образования Французской республики- характеризуется тем, что "разум окончательно разбивает свои цепи". Наука обретает все более ясные контуры: гениальный Ньютон открывает законы природы, которые разрушают человеческие предрассудки. Быстро развиваются изящные искусства: музыка, литература, живопись. В обществе начинают действовать законы, гарантирующие личную и гражданскую свободу.
Дух промышленности и коммерции "смягчает нравы", теряет свою остроту религиозная нетерпимость. Но по-настоящему свободным человеку еще только предстоит стать.
Наконец, десятая эпоха - это эра долгожданного прогресса человеческого разума. Кондорсе подчеркивает: "Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами одного и того же народа, наконец, действительное совершенствование человека".
Кондорсе верил в то, что грядущее прогрессивное развитие будет происходить благодаря дальнейшему развитию наук. Люди перестанут воевать , продолжительность жизни значительно вырастет. При этом развитие отсталых народов станет осуществляться высокими темпами и с минимальными издержками благодаря тому, что они смогут воспользоваться плодами просвещения более передовых стран мира.
Таким образом, "лестница прогресса" у Кондорсе заканчивается долгожданным этапом расцвета разума и справедливости, а все предшествующие эпохи сравниваются им в сопоставлении с этим высоким идеалом. Тем самым прогрессивный эталон одновременно выступает и критерием сравнительного анализа политических эпох, и вершиной политической эволюции.
При всей своей наивности именно взгляды просветителей долгое время вдохновляли и побуждали к историческому действию милл ионы людей. В идеале прогресса обретали жизненный смысл многие из тех, кто утратил всякую иную веру и для кого возможный крах прогрессистких убеждений означал духовную катастрофу. В эпоху Просвещения, а затем и в Новое время среди политических философов широкое распространение получает также теория "общественного договора", объясняющая происхождение публичной власти и государства. Эту концепцию развивают французский просветитель Ж. -Ж. Руссо (1712- 1778) и английский Философ Т. Гоббс (1588- 1679). Согласно теории общественного договора люди, пребывавшие первоначально в естественном (догосударственном) состоянии, решил и сознательно создать государство (заключить договор), чтобы надежно обеспечить для всех основные права и свободы. Гоббс полагал , что общественный договор заключался между правителями и подданными как договор подчинения, а Руссо , напротив, утверждал, что договор имел место между самими гражданами как договор объединения. Именно соглашение людей -основа законной власти: каждый из договаривающихся подчиняется общей воле и в то же время выступает одним из участников этой воли.
В своих трудах "Лефиафан", "0 гражданине" Гоббс разрабатывает философию суверенного государства , подчеркивая, что она весьма тесным образом связана с философией морали. Идея единого суверенного государства предполагала, по Гоббсу, ликвидацию принципа неравенства, а также превращение сословного общества в гражданское путем уравнивания всех членов общества перед лицом государства и права. Тем самым государство предстает как высшая ценность в глазах людей, поскольку именно оно выступает в качестве гаранта справедливости и обеспечения прав.