Политическая философия в эпоху Возрождения и Новоrо времени

Еще одной влиятельной традицией политической философии в XIX в. был позитивизм. Выдающийся французский социолог и философ Оrюст Конт ( 1798-1 857) был одним из основоположников этого направления в политической философии. Девизом своей научной деятельности он избрал слова "Порядок и Прогресс". По его мнению, сама природа, ее внутренний порядок содержат в себе зародыш прогресса: "Наша социальная эволюция фактически является лишь самым внешним итогом общего прогресса, который проходит беспрерывно через все живое царство ... ". При этом порядок, по Конту, условие всякого прогресса, а прогресс - всегда цель порядка. Другими словами, прогресс - это порядок, ставший очевидным.

Конт подчеркивал, что при всяком сравнительном изучении эпох развития человечества мы должны сохранять в качестве естественного и постоянного руководства идею развития человеческого духа. Он выделил и сравнил три исторические эпохи развития, или три стадии интеллектуальной эволюции человечества: теологическую, метафизическую и позитивную. Критерием сравнительного анализа при этом выступает совершенствование человеческого разума.

На первой, теологической стадии человек изучал мир и наделял его своими собственными качествами и свойствами, одушевлял природу и животных. Антропоморфизм и анимизм являются основными характеристиками этого периода. Кульминацией развития становится переход от многобожия к единому Богу, или возникновение христианства.

На метафизической стадии развития происходит интеллектуальная инверсия - замена живых образов, выработанных на первой ступени, абстрактными понятиями. В результате человек научился оперировать такими категориями, как "Причина и следствие", "сущность и явление", "реальное и идеальное" и пр. Постепенно складывается метафизичекий мир науки с ее условными символами и понятиями.

На последней, позитивной стадии достигается высшее знание содействующее рациональной организации общества. Самым главным в научном исследовании Конт считал точный анализ обстоятельств возникновения явлений и установление их естественных связей с другими предметами и явлениями. Позитивная наука стремится выяснить основные естественные законы, которым подчинены явления материального мира, и именно поэтому она служит надежной базой научно- промышленной активности человека.

Трехэтапнасть развития, по Конту, - всеобщий закон человеческой эволюции не только в общественной, но и личной жизни: " ... Индивидуальное развитие непременно воспроизводит перед нашими глазами в более быстрой и более систематической последовательности ... главные фазы социального развития". Совершенствование - объективная неизменная цель личной и общественной жизни человека.

Конт верил в то, что материальное развитие человечества "неизбежно должно принять направление" его интеллектуальной эволюции и прийти к его "непреодолимому назначению" - индустриальному существованию. Он указывал на "постоянное уменьшение воинственного духа и постепенный рост индустриального духа" как двойное необходимое следствие нашей прогрессивной эволюции. В концепции О. Конта наиболее ярко проявилась пылкая вера человечества во всемогущество научного знания та вера, которая и сделала науку поистине "движущей силой" производства. Сегодня легко обвинять Конта в восторженной наивности и преувеличенном оптимизме, но в начале XIX в., когда он создавал свою позитивистскую концепцию, его слова казались современникам пророческими откровениями.

Концепция прогресса прочно утвердилась и стала общепринятой в политической философии XIX в. (и оставалась таковой на протяжении большей части ХХ столетия). Идея прогресса долгое в ремя была краеугольным камнем политических исследований, при этом, как точно заметил И. Валлерстайн, прогресс не просто осознавался и анализировался, он еще и навязывался: " Нам внушали, что мы изучаем обществоведческие дисциплины с тем, чтобы глубже понять социальную реальность, ибо только в этом случае мы сможем более осмысленно и более уверенно способствовать всемерному ускорению прогресса (или по меньшей мере устранять препятствия на его п ути). " Эволюция" и " развитие" выступали скорее не как аналитические, а как предписывающие категории".

Идеал прогресса прочно связывался с достижениями западной цивилизации в сфере политики, экономики и культуры и прочно ассоциировался с плюралистической демократией, рыночным обществом и светской системой образования и культуры. Поэтому идеал прогресса в политической философии обычно присутствовал под знаком "европоцентризма". При этом фундаментальной ошибкой последнего, по мнению современных исследователей, стало неявное постулирование того, что современная наука и техника, сформировавшиеся в Европе начиная с эпохи Возрождения, универсальны, а следовательно, универсально и все исходящее из Европы. Только на рубеже XX-XXI вв. прогрессистская парадигма в политической философии была полностью развенчана.