Политическая герменевтика

И сегодня, созидая глобальный мир, человечество должно обсуждать все возможные гипотетические альтернативы: только символической мысли дано преодолевать естественную инерцию человека и наделять его особой творческой способностью — постоянно преобразовывать человеческий универсум.

Эвристическое значение интерсубъективной логики в сравнительном анализе, на наш взгляд, состоит в том, что она последовательно обобщает основные нерациональные принципы развития культуры, которые во многих культурологических концепциях были высказаны в форме догадок и предположений. Если попытаться применить интерсубъективную логику к сравнительному анализу цивилизаций, то структура логических рассуждений станет более понятной:

• если все цивилизации существуют в глобальном мире, то любая из цивилизаций взятая сама по себе есть не-реальность глобального мира: никто не может претендовать на универсальность и «эталонность» в мире культуры;

• следовательно, познание отдельных цивилизаций не есть познание глобального мира: каждая цивилизация прекрасна своей уникальностью;

• представить глобальный мир в логической форме можно с помощью формулы: «P суть Q и не-Q» — общность отдельной цивилизациии и всего что не-есть эта цивилизация, как раз и составляет одно из возможных понятий глобального мира;

• глобальный мир непредекативен в том смысле, что ни одно утверждение или отрицание по отношению к нему не приблизит нас к его адекватному описанию;

• глобальный мир как целостность превосходит простую сумму всех цивилизаций;

• по этой причине подлинным знанием может являться только то, которое за единичным и противоречивым усматривает черты всецелостности глобального мира.