Либертарианство как взаимная выгода
Я сейчас же поставлю под сомнение убедительность подхода взаимной выгоды. Но даже если мы примем его, как это делает либертарный режим, в котором каждый человек имеет неограниченную свободу индивидуальных контрактов в отношении себя и своих владений? Естественно, этот подход не может представить собственность на себя как естественное право. Как говорит Готье, теории взаимной выгоды не предлагают людям «внутренне присущего морального статуса», и если нет естественных обязанностей уважать других, то, очевидно, нет и естественной обязанности уважать их собственность на себя и, следовательно, обращаться с ними так. как они бы добровольно согласились или договорились. Но либертарианцы утверждают, что уважение собственности на себя взаимовыгодно — в интересах каждого человека предоставить права собственности на себя другим и не пытаться принудить их способствовать его благу, пока они отвечают тем же. Затраты на принуждение других слишком велики, а результаты слишком малы, чтобы рисковать самому оказаться подвергнутым принуждению. Взаимная выгода, однако, не может служить оправданием каких-либо более далеко идущих прав, например, прав на некоторую долю ресурсов, согласно принципу различия Ролза. Бедные выиграли бы от такого права, но богатые заинтересованы в сохранении своих ресурсов, и в то же время бедные недостаточно сильны, чтобы отнять эти ресурсы или сделать затраты на их охрану превосходящими выгоды от ресурсов.
Следовательно, взаимная выгода приводит к либертарианству потому, что у всех есть и заинтересованность, и способность настаивать на собственности на себя, но только некоторые заинтересованы в перераспределении и неспособны настоять на нём.
Даёт ли взаимовыгодная справедливость основание каждому индивиду для права собственности на себя? Поскольку люди не обладают внутренне присущим моральным статусом, вопрос о том, обладает ли некто неограниченным договорным правом на свои таланты и владения, зависит от того, обладает ли он достаточной силой, чтобы защитить свои таланты и владения от насилии со стороны других. Либертарианцы взаимной выгоды утверждают, что на самом деле каждый обладает такой силой. Они утверждают, что люди по своей природе равны (но не в ролзовском смысле фундаментального равенства естественного права), поскольку равенство прав «производно от фундаментального фактического равенства условий, фактически равной уязвимости для нападений других».
Как сказано об этом у Го66са, что касается силы тела, слабейший имеет ее достаточно, чтобы убить сильнейшего». Люди по своей природе более или менее равны в своей способност и наносить вред другим и в своей уязвимости перед таким вредом — и это фактическое равенство является основой для равного уважения к собственности на себя.
Но это нереалистично. Многие люди не имеют сил защитить себя и, таким образом, не могу т претендовать на право собственности на себя на основаниях взаимной выгоды. Как говорит Джеймс Кьюкенен, «если индивидуальные различия достаточно велики»,то сильные могут иметь возможность «ликвидировать» слабых или, может быть, захватывать всё. производимое слабыми, и тем самым устанавливать «нечто сходное с договором о рабстве. Это не абстрактные возможности — индивидуальные различия действительно так велики. Неизбежным следствием теорий взаимной выгоды является то, что слабые от природы «выпадают за пределы» справедливости, как это происходит, в частности, с маленькими детьми, ибо «ребёнок мало что может сделать для возмездия тем, кто ставит под угрозу его благополучие».