Либертарианство как свобода
Некоторые утверждают, что либертарианство это вовсе не теория равенства или взаимной выгоды, а, как предполагает само название, — теория свободы. С этой точки зрения равенство и свобода это соперники в борьбе за наши моральные предпочтения, и отличительной чертой либертарианства является как раз открытое признание свободы как фундаментальной нравственной предпосылки и отказ в чём-то жертвовать свободой ради равенства (в отличие от либералов «государства благосостояния»).
Вышесказанное не является убедительной интерпретацией теории Нозика. Нозик действительно говорит, что с нравственной точки зрения мы свободны использовать свои силы как хотим. Но эта собственность на себя не выводится из какого-либо принципа свободы. Он не говорит, что на первом месте свобода, и чтобы быть свободными, нам необходима собственность на себя. Он не «продаст» нам идею свободы как чего-то первичного но отношению к собственности на себя, из чего собственность на себя выводится. Напротив, он полагает, что природа и пределы свободы, которой мы должны обладать, производны от нашей собственности на себя.
Однако другие либертаристы утверждают, что их теория основана на принципе свободы. Что же это означает? Что теория основана на принципе свободы, и как таковой этот принцип служит оправданию капитализма? Очевидный ответ заключается в следующем:
1) неограниченный рынок содержит больше свободы;
2) свобода — это фундаментальная ценность;
3) поэтому свободный рынок — это требование нравственности.
Но это представление, хотя и очень распространено, является примером большой путаницы. Я буду доказывать, что и первый, и второй пункты в своих стандартных формулировках ошибочны, и что любая попытка оправдать капитализм, апеллируя к принципу свободы, столкнётся с аналогичными проблемами.
а. Ценность свободы
1) Роль свободы в эгалитарных теориях
Начнем с посылки 2 относительно ценности свободы. Перед тем как изучить утверждение о том,что свобода есть фундаментальная ценность, важно прояснить роль свободы в рассмотренных нами до этого теориях. Я доказывал, что утилитаризм, либерализм и либертарианство Нозика все являются эгалитристскими теориями. Несмотря на то что свобода в рамках этих теорий не является фундаментальной ценностью, это не означает, что в них не придаётся значения свободе. Напротив,защита некоторых свобод очень важна для каждой теории. Это очевидно в случае с Нозиком, который подчёркивает формальные свободы собственности на себя, и с Ролзом, придающим лексический приоритет базовым гражданским и политическим свободам. Но это также верно и по отношению к большинству утилитаристов, вроде Милля, который чувствовал, что полезность максимизируется, когда люди наделены свободой выбирать свой образ жизни.