Либертарианство как свобода

Решая, какие свободы должны быть защищены, теоретики-эгалитаристы помещают эти свободы в контекст равной заботы об интересах людей. Они задаются вопросом, способствует ли та или иная свобода реализации интересов людей, и констатируют, что, если это так, то нужно поддерживать эту свободу, потому что нужно способствовать реализации интересов людей. Например, если каждый человек имеет существенный интерес в свободе выбора брачного партнёра, то лишение кого-то этой свободы лишает его уважения и заботы, на которую он имеет право, лишает его равного статуса человеческого существа, чьё благополучие должно быть предметом равной заботы. Обоснование той или иной свободы поэтому предусматривает ответ на два вопроса:

а) какие свободы важны, какие свободы значимы в рамках нашего понимания интересов людей?

б) какое распределение важных свобод создаст равное внимание к интересам каждого индивида?

Другими словами,эгалитарные теоретики спрашивают, как та или иная свобода укладывается в теорию интересов людей, и затем спрашивают, как распределение этой свободы укладывается в теорию равной заботы об интересах людей. По Ролзу, например, мы должны спросить, какая система свобод была бы выбрана в такой ситуации заключения договора, которая выражает беспристрастную заботу об интересах людей. Таким образом,те или иные свободы начинают играть важную роль в эгалитарных теориях.

Я буду называть это «ролзовским подходом» к оценке свобод. Теории взаимной выгоды оценивают свободу аналогичным образом. Как и Ролз, они спрашивают, какие конкретные свободы способствуют интересам людей, и затем — какое распределение этих свобод вытекает из правильного взвешивания интересов людей. Единственное различие в том,что в теориях взаимной выгоды интересы людей взвешиваются в соответствии с силой их позиций на переговорах, а не в соответствии с беспристрастной заботой. По Готьс, например, вопрос ставится уже так — с какой системой свобод согласились бы договаривающиеся стороны, ведущие переговоры во имя взаимной выгоды на основе своих интересов.

Как мы видели, многие либертарианцы защищают предпочитаемые ими свободы (например,свободу применять свои таланты на рынке) одним из этих двух способов. Действительно, некоторые либертарианцы, утверждающие, что их теория «основана на свободе», также обосновывают предпочитаемые ими свободы через внимание к интересам людей, взвешиваемым согласно критериям равенства или взаимной выгоды. Они называют это аргументом от свободы, чтобы подчеркнуть свою веру в то, что нашим сущностным интересом является заинтересованность в некоторых свободах, но этот новый ярлык не меняет лежащую в основе аргументацию. Однако, несмотря на ярлык, оценка свобод с точки зрения равенства или взаимной выгоды не приводит к либертарианству в силу причин, которые уже обсуждались.