Либертарианство как свобода
Может ли оправдание либертарианства быть основанным на свободе действительно отличным образом по сравнению с его обоснованием через равенство или взаимную выгоду? Что могла бы означать защита либертарианцами предпочитаемых ими свобод путём апелляции к принципу свободы? Есть две возможности. Один принцип свободы заключается в том, что следует максимизировать свободу в обществе. Либертарианцы, апеллирующие к этому принципу, обосновывают предпочитаемые ими свободы, утверждая, что признание данных свобод максимизирует свободу в обществе. Второй принцип свободы состоит в том, что люди имеют право на самую широкую свободу, совместимую с такой же свободой для всех. Либертарианцы, апеллирующие к этому принципу,обосновывают предпочитаемые ими свободы,утверждая, что признание данных свобод увеличивает общую свободу каждого индивида. Я покажу, что первый принцип абсурден и не обладает привлекательностью ни для кого, включая самих либертарианцев; а второй принцип либо есть путаное изложение эгалитаристской аргументации, либо основан на неопределённой и непривлекательной концепции свободы. Более того, даже если мы примем абсурдные и непривлекательные интерпретации принципа свободы, они всё равно не смогут служить обоснованием либертарианства.
2) Телеологическая свобода
Первый принцип свободы утверждает, что мы должны максимизировать количество свободы в обществе. Если свобода есть высшая ценность, почему не стремиться к тому, чтобы иметь её как можно больше? Конечно, аналогичным образом телеологические утилитаристы выступают за максимизацию полезности, так что я буду называть это «телеологическим» принципом свободы. Но, как мы видели в главе 1, такая теория теряет связь с самым фундаментальным в нашем понимании морали. Поскольку телеологические теории понимают заботу о благе (например, свободе или полезности) как главное, а заботу о людях — как производное, реализация блага становится независимой от реализации интересов людей. Например, мы можем увеличить количество свободы в обществе, увеличив количество людей, даже если свобода каждого остаётся неизменной. Но никто не считает, что более населённая страна только по этой причине более свободна в любом морально уместном смысле.
Действительно, может оказаться возможным способствовать благу, жертвуя людьми. Например, телеологический принцип может потребовать принуждать людей рожать и растить детей и тем самым увеличивать население. Это лишает существующих людей одной из свобод, но в результате общее количество свободы увеличится, поскольку многочисленные свободы нового населения перевешивают потерю одной свободы их предшественниками. Этот принцип также может оправдать неравномерное распределение свобод. Если 5 человек обратят меня в рабство, нет оснований заранее полагать, что потеря моей свободы перевешивает увеличение свободы 5 рабовладельцев. Они вместе могут получить больше возможностей от свободы распоряжаться моим трудом, чем я теряю (допустив, что такие вещи можно измерять). Ни один либертарианец не поддержит такую политику, так как она нарушает фундаментальные права людей.