Политика либертарианства
Если мы можем провести линию вокруг человека, чтобы обеспечить уважение его индивидуальности, почему бы также не провести линию вокруг его обстоятельств? Для уверенности, что мы не придём в итоге одинакового воспитания к одинаковым личностям, почему не сказать, что различные обстоятельства не порождают моральных притязаний, подлежащих реализации?
Если так рассматривать либертарианство, то его популярность становится более понятной. Негуманно отрицать, что неравные обстоятельства могут породить несправедливость, но пока мы не найдём ясной и приемлемой разграничительной линии между выбором и обстоятельствами, будет существовать некоторый дискомфорт в связи с превращением этих видов несправедливости в основание для подлежащих реализации требований. Либертарианство использует этот дискомфорт, заявляя, что мы можем избежать проведения этой линии.
Сказав это, важно не преувеличивать популярность либертарианства или его политическое влияние. Несомненно, что во многих странах в 1980-е и 1990-е годы произошёл сдвиг вправо и отступление государства благосостояния, проявилась негативная реакция на «либералов налогов и трат» и случилась победа на выборах партий консерваторов или «новых правых». Но было бы ошибкой, я полагаю, считать, что все эти изменения мотивированы отчётливо либертарианскими убеждениями.
Большинство сторонников этого сдвига вправо признают некоторые обязательства по исправлению неравенства возможностей и защите уязвимых слоёв населения. Их оппозиция государству благосостояния не обязательно коренится в отказе от либерально-эгалитаристского идеала чувствительности к стремлениям и нечувствительности к распределению исходных позиций. Они скорее думают, что государство благосостояния просто провалилось на практике в достижении любой части этого идеала.
С одной стороны, государство благосостояния многими воспринимается как облагающее налогами трудолюбивых граждан для субсидирования ленивых или праздных, которые просто не хотят работать — нарушение нормы чувствительности к стремлениям и принципа ответственности за свой выбор. Опросы общественного мнения показывают: сегодня люди более, чем 20 лет назад, склонны утверждать, что люди, получающие пособие по безработице или социальные выплаты, скорее сами ответственны за своё положение, чем являются жертвами несчастья или неравных возможностей.
С другой стороны, государство благосостояния также рассматривается как провалившееся в усилиях реально исправить неблагоприятное положение бедных. В то время как либеральные эгалитаристы традиционно исходили из того, что политика перераспределения поможет непреуспевающим достичь уровня основной массы граждан и эффективно реализовать свои гражданские и политические права, «новые правые» утверждают, что государство благосостояния развило в бедных пассивность, реально не улучшив при этом их шансы в жизни, и создало культуру зависимости. Так и не ставя проблемы, государство благосостояния лишь усугубило се, превратив граждан в пассивных иждивенцев под бюрократической опекой. Поэтому государство благосостояния на практике не смогло исправить неравенство условий и вместо этого закрепило бедных в их ущербном положении.