Первая либеральная адаптация коммупитаризма: политический либерализм

Таким образом, они оба провозглашают принцип толерантности между группами. Но эти два аргумента не поддерживают один и тот же вывод относительно индивидуальной свободы совести, т.е. свободы индивидов внутри каждой группы ставить под сомнение и отвергать унаследованные убеждения. Например, право на ересь, обращение в свою веру и отступничество являются важнейшими свободами с точки зрения первого аргумента (либерального), поскольку позволяют индивидам участвовать в рациональном пересмотре, но — пустыми и разрушительными помехами для второго аргумента (коммунитаристского). так как искушают людей поставить под вопрос унаследованные убеждения, которые должны восприниматься как неизменная данность.

Если цель Ролза — обеспечить перекрывающийся консенсус, от него можно было бы ожидать вычеркивания обращения в свою веру, ереси и отступничества из списка основных свобод, гарантированных в либеральном обществе, и позволения коммунитаристским группам установить систему, подобную миллетам. в которой эти виды деятельности были бы запрещены законом для их членов. Либералы и коммунитаристы могут согласиться с необходимостью предотвратить навязывание государством одного образа жизни всем в плюралистическом обществе и. следовательно, согласиться с правом каждой религиозной группы осуществлять свои собственные религиозные практики и ритуалы. Но они могут не достичь согласия по поводу свободы индивидов внутри каждой группы ставить под сомнение и пересматривать эти ритуалы и практики, иными словами, участвовать в актах ереси, отступничества и обращения о свою веру. Не существует перекрывающегося консенсуса относительно ценности этих свобод.

Но Ролз не позволяет традиционалистским коммунитаристским группам установить подобную миллетам систему. Его определение свободы совести полностью либерально и защищает право индивидов отвергнуть унаследованную религию, так же как и толерантность между религиозными группами. Действительно, он утверждает, что одной существенной частью перекрывающегося консенсуса является согласие воспринимать граждан как обладателей «моральной способности» «формировать, пересматривать и реализовывать» концепцию блага. Это вообще-то одна из двух основных моральных способностей, вместе с чувством справедливости. Согласно Ролзу, людям необходимо достичь согласия относительно этих двух моральных способностей, потому что они обеспечивают общие рамки, в которых обсуждаются и разрешаются вопросы, касающиеся интерпретации двух принципов справедливости.

Поэтому согласие по поводу этих двух моральных способностей — принципиально важная часть перекрывающегося консенсуса. Этим делается явным, что от коммунитаристских групп ожидается — а именно, что они примут идею, утверждающую способность индивидов пересматривать, тах же как и реализовывать. свою концепцию блага.