Вторая либеральная адаптация коммунитаризма: либеральный национализм

Либеральные государства активно поддерживают этот вид «тонкой» национальной идентичности. И делают это они не для того, чтобы поддерживать определённую концепцию достойной жизни, но скорее чтобы увеличить вероятность того, что граждане будут выполнять свои обязанности, связанные со справедливостью. Люди более склонны идти на жертвы во имя других,если эти другие рассматриваются как «одни из нас», так что поддержка чувства национальной идентичности укрепляет чувство взаимных обязанностей, необходимое для обеспечения либеральной справедливости.

Конечно, либеральные государства также поддерживают национальную идентичность и для других, менее похвальных целей, например, для поощрения некритического патриотизма и готовности умереть за свою страну. Действительно, можно сказать, что до Второй мировой войны это часто были основные мотивы для государственной политики строительства нации. Более того, в реальной истории эта политика часто была нацелена на развитие довольно насыщенной содержанием («толстой») концепции национальной идентичности,основанной не только на общем языке и общих публичных институтах, но и на определенной религии или образе жизни. Это было нервно, например, в отношении жёсткой политики «американизации», которой подвергались иммигранты в Соединённых Штатах в начале XX в., когда на них оказывалось давление с тем, чтобы они приняли нравы и обычаи доминирующего англосаксонского протестантского большинства. Но в западных демократиях, особенно в послевоенный период, широко распространена тенденция к «тонкому» пониманию национальной идентичности, которое подчёркивало бы национальную солидарность без требований культурной ассимиляции.

Если государства поддерживают такую «тонко» понимаемую национальную идентичность на тех основаниях, что обладание ею делает граждан более склонными выполнять их обязанности справедливости, то здесь нет нарушения либеральной нейтральности.Такая поддерживаемая государством идентичность не основана на какой-то конкретной концепции блага, и государство не участвует в ранжировании внутренних достоинств различных образов жизни. Либерально-националистическое государство остаётся государством антиперфекционистским, считающим оценку достоинств соперничающих концепций достойной жизни делом индивидуального выбора (и пересмотра) в гражданском обществе. Не существует ограничений способности граждан к рациональному пересмотру концепций достойной жизни. Либерально-националистическое государство просто пытается развивать и поддерживать чувство общей принадлежности граждан к одному этическому сообществу, чтобы мы были более склонны выполнять обязательства справедливости по отношению к согражданам.

Скептики могут возразить, что либеральный национализм всегда будет иметь тенденцию к «насыщению» понятия национальной идентичности конкретным содержанием, ставя в привилегированное положение некоторые стили жизни, религии или традиции и обычаи. Мы видим много примеров тому сегодня в Восточной Европе или в прежних концепциях «американизации». Эта тенденция к «насыщению» понятия национальной идентичности конкретными требованиями является постоянной угрозой при любом режиме, пытающемся создать государство с помощью идей национального единства. Действительно, одним из способов оценить, в какой степени строительство нации либерально, служит именно измерение «насыщенности» поддерживаемой национальной идентичности конкретным содержанием, и в какой степени оно навязывает народу конкретные концепции блага.