Политика коммунитаризма

Это, конечно, язык традиционного консерватизма в новой коммунитаристской оболочке, и он по своей сути противоречит либеральным ценностям. Сам Филлипс полагает, что большинство коммунитаристов попадает в эту категорию «смотрящих назад». Но есть и другая тенденция в коммунитаризме, признающая, что индивидуальный выбор и культурное разнообразие неизбежны и даже желательны для эпохи современности. Сторонники этой точки зрения признают, что мы живём в мультирасовых, мультирелигиозных и мультикультурных обществах, члены которых утверждают свое право решать для себя, заслуживают ли традиционные образы жизни того, чтобы продолжать их придерживаться. Смотрящий вперёд коммунитаризм принимает эти факты, но беспокоится о том, что наши традиционные источники социального единства не выдерживают вес всего этого многообразия. Поэтому он стремится найти новые, более мощные источники общности, которые могли бы сбалансировать новые, более мощные формы многообразия. Он ищет новые пути создания уз сообщества, интегрирующих и адаптирующих (а не ограничивающих) наше разнообразие возможностей выбора и стилей жизни. В Соединённых Штатах популярным примером этого является призыв к созданию новой программы «национальной службы», которая сводила бы вместе молодых людей разного происхождения для совместной работы над некоторыми общими проектами.

Понятая таким образом коммунитаристская озабоченность проблематикой социального единства не обязана основываться на нелиберальных ценностях или исходных посылках. Как я отмечал ранее, сам либеральный национализм можно рассматривать как разновидность смотрящего вперёд коммунитаризма, поскольку он опирается на отчётливо современную идею национальной государственности как на способ объединения людей, различных по своему происхождению, верованиям и образу жизни. Тот вид демократии участия, который я буду рассматривать в следующей главе, может также пониматься как вид смотрящего вперед коммунитаризма, стремящегося создать узы солидарности через саму деятельность но обсуждению наших различий. Эффективность этих различных предложений по укреплению единства при одновременном уважении разнообразия и выбора остаётся в основном непроверенной на практике.

Смотрящий вперёд коммунитаризм. следовательно, сливается с либеральным национализмом и гражданским республиканизмом. И в той мере, в какой он привержен защите прав женщин и меньшинств ставить под сомнение традиционные практики и утверждать свою особую идентичность, он также сливается с феминизмом и мультикультурализмом. Действительно, если мы думаем о смотрящих вперёд коммунитаристах как о тех, кто озабочен сохранением уз этического сообщества в эпоху индивидуального выбора и культурного многообразия, то почти все теоретики политики сегодня подходят под это определение. Смотрящий вперёд коммунитаризм является не столько самостоятельной позицией, сколько вопросом или вызовом, с которым должны иметь дело все политические теории.

Различие между смотрящими вперёд и смотрящими назад версиями коммунитаризма не является жёстким. Многие коммунитаристы пытаются интегрировать элементы обоих подходов в своих теориях, чередуя ностальгическую риторику упадка и мечтательную риторику построения новых уз солидарности поверх различий. Поэтому трудно найти место коммунитаризма в континууме от левых до правых теорий: у большинства коммунитаристских авторов есть и элементы консервативной реакции, и элементы прогрессивного реформаторства.

В любом случае, вопросы, поднимаемые коммуиитаристами относительно социальных условий индивидуальной свободы, являются важными, и они положили начало оживлённым дискуссиям. Но это не споры между теми, кто принимает, и теми, кто не принимает социальный тезис. Фактически это несколько различных дискуссий — о гражданском обществе, структурах культуры, политической легитимности, границах государства. — каждая из которых должна рассматриваться отдельно.