2 Философские концепции права
Античные философские и правовые учения являются подлинной школой мысли. Кроме того, в Древней Греции были реально испытаны обычное, прецедентное и законодательное право, были проверен ны такие формы государственного устройства, как монархия и республика, и такие формы правления, как тимократия (власть богатых), олигархия (власть немногих), демократия (народовластие), тирания. Маленький "экспериментальный полигон" явился образцом и примером счастливых находок и печальных уроков.
Одни из самых первых сведений о государственном устройстве и правовом порядке Греции относятся к Спарте - государству, которое возникло примерно в VIII в. до н.э. С его возникновением традиция связывает деятельность легендарного законодателя Ликурга. Ликург якобы выделил девять тысяч участков земли тем, кто составлял самую привилегированную группу населения. Остальная земля была поделена между людьми, которые относились к менее влиятельной общественной группе. Это было по сути дела первым законодательным закреплением права частной собственности на землю. Ликургу приписывается учреждение совета старейшин, определение статуса народного собрания, организация военной жизни спартанской общины. По своему устройству Спарта была аристократической республикой, во главе которой стояли два царя, представлявшие две правящие династии. Но власть царей была ограничена советом старейшин.
Позднее древнегреческий афинский политический деятель и реформатор права Солон (ок. 638-559 до н.э.) - основоположник рабовладельческой демократии - заменил деление общества по родовому принципу наделение его по имущественному основанию. До реформ Солона самый низший слой свободного населения - феты - пополнял класс рабов-должников. "Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных, что называют сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя". После отмены долгового рабства по закону Солона феты работали в основном по найму, имели право избирать должностных лиц, могли избираться в суды присяжных. Позднее они были формально уравнены в правах с другими категориями свободного населения. История Греции есть история борьбы между различными сословиями, сопровождавшаяся постоянной сменой тиранических и республиканских форм правления, введением новых законов и изменением старых.
Осмысление греческого политического устройства, правового порядка и государственного строя было представлено в лучших образцах философской мысли греков.
Напомним, что центральное понятие греческой мысли - единый и неделимый Космос, величественный и красивый, справедливый, гармонично и неразрывно связанный с человеком. Философскую мысль греков характеризует оптимистическая уверенность в возможности обладания цельным знанием о закономерностях космического устройства. Целью философии было создание этики, эстетики и политики. Ни одна сколь-нибудь значительная античная философская концепция не проходит мимо этих предметов.
Самое замечательное в этом смысле творение греческой философии - платоновская теория государства. Государство, понимаемое Платоном как совместное общежитие людей, осознавших необходимость взаимопомощи, создается посредством договора людей между собой. Люди сознательно назначают власть над собой для облегчения жизни и в силу необходимости. Дело в том, что до образования государства в обществе возникло разделение труда, уже были скотоводы, земледельцы, ремесленники, воины, ученые и философы. Все они нуждались друг в друге. Сообразно трем частям человеческой души (вожделение - его добродетелью является повиновение, аффект - добродетелью его служит мужество, разум - его добродетель - мудрость), платоновское государство состоит из трех классов: тружеников, воинов (охранников) и философов-правителей (иногда в число правителей могли включаться наиболее видные полководцы).
Способность людей к различным занятиям предустановлена их природными задатками: земледелец не может стать купцом или воином, воин не может стать философом. В государстве реализуется абсолютный идеал справедливости, высшее совершенство общественной жизни без зла и ненависти, идеал, возникающий в результате синтеза трех указанных добродетелей: повиновения, мужества и мудрости. Государственная система удерживается в единстве при помощи воспитания и разумной системы распределения материальных благ, в основе которой лежит общественная собственность.
Воспитание означает прежде всего обучение всех классов, но только в пределах тех навыков, которые необходимы для определенного рода занятий. Плотник должен знать свое мастерство, ему не требуется гимнастика, совершенно необходимая воину, но некоторые из последних допускаются к приобщению к тайнам философии. Это обстоятельство делает границу между воинами и правителями не столь абсолютной. Дети воинов и философов проходят начальный курс обучения вместе, затем из их числа выбираются наиболее способные, которых и готовят к государственной службе. Государством правят философы. Кроме того, воспитание связано с внушением чувства патриотизма, любви к своей родине, к соотечественникам, которые признаются родными братьями и сестрами. Общность жен и детей облегчала решение воспитательных задач. Распределение материальных благ подчинялось общей цели - сохранению единого целого общественного организма. Низший класс должен получать столько, сколько необходимо для нормального функционирования производства. Воин тоже должен получать все необходимое, так как голодный воин не только не способен охранять, но и опасен для общества.