Проект Ролза

Эти два принципа составляют предложенное Ролзом решение проблемы справедливости. Однако мы ещё не касались вопроса о том, как Ролз обосновывает это своё решение. На самом деле у него есть два аргумента, которые я рассмотрю по очереди. Основное внимание я сосредоточу на аргументах Ролза в пользу второго принципа, который он называет «принципом различия» и который регулирует распределение экономических ресурсов. А рассмотрение принципа свободы и вопроса о том, почему Ролз отдаёт ему приоритет, отложу до следующих глав.

Однако следует отметить, что Ролз не принимает тот общий принцип свободы, который гласит, что всё, что правомерно называть свободой, имеет высший приоритет. Скорее особое внимание он уделяет защите так называемых основных свобод, под которыми понимаются обычные гражданские и политические права, признаваемые в либеральных демократиях: право голосовать и баллотироваться на какую-нибудь должность в государстве, право на законный суд, свободу слова, передвижения и т.д. Эти права очень важны для либерализма; по существу, один из способов выделить специфику либерализма — это указать на то, что он отдаёт приоритет основным свободам.

Однако идея приоритета гражданских и политических прав получила очень широкое признание в нашем обществе. В результате споры между Ролзом и его критиками в основном касались других вопросов. Идея о необходимости защищать основные свободы граждан — это наименее оспариваемая часть его теории. Его отказ от утилитаризма был обусловлен необходимостью сформулировать теорию справедливых долей применительно к экономическим ресурсам, а эта теория может вызвать больше споров. Некоторые люди отвергают саму идею теории справедливых долей применительно к экономическим ресурсам, а те, кто принимают её, очень по-разному представляют, в какой форме должна выражаться такая теория. Этот вопрос о распределении ресурсов имел важнейшее значение для перехода от утилитаризма к другим теориям справедливости, о которых речь пойдёт дальше. Сейчас же я основное внимание сосредоточу на обосновании Ролзом принципа различия.

Ролз предлагает два аргумента в пользу своих принципов справедливости. Первый аргумент строится на противопоставлении его теории принципу равенства возможностей, который он считает господствующей идеологией в вопросах распределительной справедливости. Он утверждает, что его теория лучше согласуется с нашими убеждениями относительно справедливости и даёт лучшее выражение тем идеалам честности, к которым апеллирует господствующая идеология. Второй аргумент совсем другой. Ролз обосновывает преимущество своих принципов справедливости тем, что они — результат гипотетического общественного договора. Он утверждает, что если бы люди в определённом досоциальном состоянии должны были бы выбрать принципы, которые должны управлять их обществом, то они выбрали бы его пришиты. Каждый человек, находясь в ситуации, которую Ролз называет «исходным положением», рационально заинтересован в принятии ролзовских принципов по регулированию социального сотрудничества. Этот второй аргумент привлёк наибольшее внимание критиков, именно этим аргументом Ролз более всего известен. Однако этот аргумент не так прост для понимания, и мы лучше разберёмся в нём, если начнём с первого аргумента.