Аргумент от идеи общественного договора

Но это неверно или. во всяком случае, не вполне верно. Мы получим принцип различия из этой интуиции только в том случае, если под «потерями и приобретениями» будем подразумевать потери и приобретения социальных благ. Принцип различия обеспечивает, что одарённые люди не получают больше социальных благ только в силу их (случайных) способностей, а люди с физическими и умственными недостатками не лишаются социальных благ только в силу их ущербного положения.

Но это не в полной мере «сглаживает последствия природной случайности и социальных обстоятельств». Более одарённые всё же извлекают пользу из своей одарённости, которой незаслуженно лишены люди с физическими и умственными недостатками. В соответствии с принципом различия мне предоставляется такой же набор социальных благ, что и человеку с физическими и умственными недостатками, которому приходится брать на себя дополнительные расходы на лечение и транспортировку. На его возможностях вести удовлетворительный образ жизни сказывается незаслуженно возложенное бремя, обусловленное не выбором, а обстоятельствами. Принцип дифференциации допускает, а не устраняет такое бремя.

Возможно, Ролз не осознаёт всех следствий, вытекающих из его собственного аргумента против господствующего представления о равенстве возможностей. Он критикует следующую позицию:

1. Социальные неравенства являются незаслуженными и должны быть исправлены или компенсированы; допускается влияние природных неравенств на распределение, осуществляемое в соответствии с принципом равенства возможностей.

С точки зрения Ролза, природные и социальные неравенства являются одинаково незаслуженными, поэтому позиция «нестабильна». Вместо неё Ролз предлагает следующее:

2. Социальные неравенства должны быть компенсированы, а природные неравенства не должны влиять на распределение.

Но если природные и социальные неравенства действительно являются одинаково незаслуженными, то позиция 2 также нестабильна.

Поэтому следует принять:

3. И природные, и социальные неравенства должны компенсироваться.

По мнению Ролза, людям, принадлежащим к необеспеченному классу или расе, не только нельзя отказывать в получении социальных благ, но они имеют право на компенсацию за своё невыгодное положение. Но почему же к людям, родившимся с природными недостатками, следует относиться иначе? Почему они не могут иметь компенсации за своё невыгодное положение (например, иметь право на оплачиваемое лечение, перевозку, профессиональное обучение и т.д.) вдобавок к их требованию не подвергаться дискриминации?