По ту сторону справедливости

Пренебрежительный подход Маркса к справедливости есть часть его более общих взглядов. Он верил, что коммунизм устранит потребность в большинстве основных понятий и категорий либеральной мысли, включая права, толерантность, представительную демократию, оппозицию политических партий, правление закона и рынок. Всё это, полагал Маркс, является ««всего лишь коррективными полумерами при рассмотрении материальных, социальных, культурных и эпистемологических проблем, которые могут быть преодолены, тем самым делая коррективы ненужными». Маркс мыслил будущее общество без нехватки ресурсов, конфликтующих экономических интересов, этнических или религиозных делений, или несовершенной рациональности.

Такое общество не нуждалось бы в тех практиках и институтах, которые либеральные государства развили для исправления этих проблем. Более того, как я отметил в начале главы, Маркс думал, что участие в дискуссиях об этих практиках и институтах в категориях морали есть просто отвлечение от реального дела неизбежной пролетарской революции. В результате, до совсем недавнего времени, немногие марксисты демонстрировали заинтересованность в развитии нормативной теории справедливости, прав, толерантности и демократии.

Однако сегодня практически все аналитические марксисты признают, что ограниченность ресурсов, конфликты, плюрализм и несовершенная рациональность являются вечными условиями существования людей, и что любая правдоподобная нормативная политическая теория должна объяснять, как политические институты должны относиться к ним и учитывать их. И первый шаг в этом направлении — разработать марксистскую теорию справедливости.