Коммунистичкская справедливость

Таким образом, частная собственность не обязательно должна быть эксплуататорской. Марксисты любят заявлять, что эксплуатация невозможна при социализме, так как производители контролируют производимый ими продукт. Но с точки зрения нового подхода к рассмотрению эксплуатации недостаточно того, что люди имеют равный доступ к общественным ресурсам в виде голоса на демократически управляемом, находящемся в собственности рабочих предприятии. Всё зависит от того, что люди демократически решают делать со своими ресурсами. Допустим, предприятие, коллектив которого постоянно разделён на две группы — большинство, которое, подобно садовнице, предпочитает доход отдыху, и меньшинство, которое, подобно теннисисту, предпочитает отдых доходу. Если большинство побеждает при принятии всех решений и меньшинству не позволяется обратить их социалистическое право равного доступа к общественным ресурсам в либеральное право на обладание равными индивидуальными ресурсами (например, продав свою долю в фирме), то с меньшинством будут обращаться нечестно. Они, согласно подходу Рёмера — Арнсона, будут эксплуатироваться, поскольку им было бы лучше уйти с их долей ресурсов на одного работника.

Озабоченность эксплуатацией, следовательно, не оправдывает предпочтения обобществления средств производства их уравнительному распределению. Уравнивание ресурсов может быть неэксплуататорским, даже если некоторые люди работают на других, и обобществление ресурсов может быть эксплуататорским, даже если каждый работает на себя. Здесь важно го, чтобы люди имели тот вид доступа к ресурсам, который позволяет им принимать любые решения относительно работы, отдыха и риска, которые лучше всего способствуют их жизненным целям. Возможно, такой вид самодетерминации лучше всего достигается в смешанном обществе, соединяющем частную собственность, общественную собственность и рабочую демократию, так как каждая форма собственности создаёт определённый набор возможностей для выбора, пока блокированы другие. Всё это в основном эмпирические вопросы, и от них нельзя загодя отделаться с помощью огульных обвинений в эксплуатации.

6. Потребности

До сих пор я мало что сказал об утверждении Маркса, что распределение при коммунизме будет основано на принципе «каждому по потребностям». Действительно, уже говорилось, что этот принцип несовместим с традиционным марксистским пониманием эксплуатации, которое исключает принудительную передачу прибавочного труда от рабочих к остальным. Но что можно сказать о нём как таковом, как принципе справедливости? Из проведённого уже анализа Марксовой концепции следует, что он скорее всего не думал о нём как о принципе справедливости.

Учитывая его расчёт на достижение в будущем изобилия, «каждому по потребностям» есть не принцип распределения ограниченных ресурсов, но просто описание того, что происходит при коммунизме — люди берут то, в чём нуждаются, из имеющихся в изобилии ресурсов.