Коммунистичкская справедливость

в. Отчуждение

Итак, в отношении принципов эксплуатации и потребностей можно отметить постепенную конвергенцию марксистских и либерально-эгалитарных теорий справедливости. Как пишет Рёмер, «границы между сегодняшним аналитическим марксизмом и сегодняшней леволиберальной политической философией неопределённы. Это означает, что у них есть общее ядро». Однако существует и совершенно иная линия марксистской мысли, которая более явно отличается от либерального эгалитаризма. Согласно Стивену Льюксу, марксистская критика капитализма основывается не только на «кантианской» озабоченности эксплуатацией, но и на «перфекционистской» озабоченности отчуждением. В то время как кантианская линия подчёркивает, что частная собственность низводит некоторых людей (рабочих) до уровня средств для блага других (капиталистов). перфекционистская линия подчёркивает, что частная собственность препятствует развитию наших самых важных способностей.

С перфекционистской точки зрения проблема частной собственности не просто в том, что в ней заложена эксплуатация, ибо даже те, кто получают выгоду от эксплуатации, отчуждсны от своих сущностных человеческих сил. Этот аргумент от отчуждения кажется более многообещающим для обоснования запрета на частную собственность, поскольку если уравнивание частной собственности устраняет эксплуатацию, то отчуждение может превратить такое уравнивание только во всеобщее.

Перфекционистские аргументы, одним из примеров которых является Марксов аргумент об отчуждении, утверждают, что ресурсы должны распределяться таким образом, чтобы способствовать «реализации отличительно человеческих возможностей и совершенств» и препятствовать тем образам жизни, в которых эти совершенства отсутствуют. Такие теории являются «перфекционистскими», поскольку они утверждают, что некоторые образы жизни воплощают «совершенство» человека, и им следует способствовать, в то время как менее ценные образы жизни должны быть наказуемы. Этим они отличаются от либеральных или либертарианских теорий, которые не пытаются поощрять какие-либо конкретные образы жизни, но скорее оставляют индивидам свободу использовать их ресурсы так, как они считают наиболее ценным. Я буду анализировать противоположность между либеральными и перфекционистскими теориями в следующей главе, но сейчас вкратце рассмотрю то, как марксистский перфекционизм может обосновать запрет частной собственности.

Любой перфекционистский аргумент должен объяснить, что такое «отличительно человеческие совершенства» и как должно быть организовано распределение ресурсов, чтобы им способствовать. В марксистском варианте утверждается, что нашим отличительным совершенством является способность к свободному творческому совместному производству. Производить так, что эта способность подавляется, означает быть «отчуждённым» от нашей подлинной «родовой сущности». Поэтому, доказывают марксистские перфекционисты,ресурсы в коммунистическом обществе должны распределяться так, чтобы поощрять людей достигать самореализации через совместное производство. Распределение может по-прежнему управляться принципом потребностей, но для перфекционистов принцип потребностей касается не всех потребностей. Он предполагает «некоторый отбор тех интересов людей, которые наиболее полно выражают идеал совместных, творческих и продуктивных видов деятельности и удовольствий».