Мультикультурализм

Традиционная модель «гражданства как набора прав» была атакована с двух направлений. Первое, рассмотренное в предыдущей главе, подчёркивало необходимость не только сосредоточивать внимание на правах, но дополнить это большим вниманием к гражданским добродетелям и активному политическому участию. Второе, которое будет анализироваться в этой главе, подчёркивает необходимость дополнить сосредоточение на общих правах большим вниманием к культурному плюрализму и различающимся по правам группам.

Первый этап: мультикультурализм как коммунитаризм

Хронологически первый этап охватывает период до 1989 г. Те немногие теоретики, которые обсуждали данную тему в 1970-е и 1980-е годы, исходили из того, что дискуссия по поводу мультикультурализма, в сущности, эквивалентна спору между «либералами» и «коммунитаристами» (или между «индивидуалистами» и «коллективистами»). Столкнувшись с неизученной темой, теоретики политики, естественно, стали искать аналогии в более знакомых темах, и спор либералов и коммунитаристов казался наиболее подходящим для этого. В конце концов, мультикультурализм, как кажется, касается людей, мобилизующихся в качестве членов культурных сообществ и добивающихся каких-либо «групповых прав» для признания и защиты их сообщества. Всё это звучало как-то «по-коммунитаристски».

Второй этап: мультикультурализм в рамках либерализма

Сейчас всё более признаётся, что это — неплодотворный способ концептуализации большинства мультикультуралистских требований в «ладных демократических странах. Исходные допущения о поразительной параллели» между коммунитаристской атакой на либерализм и понятием прав меньшинств всё более ставятся под сомнение.