Первая либеральная адаптация коммупитаризма: политический либерализм

Всё это сложные вопросы, и они вызвали важные дискуссии не только между либералами и нелибералами, но и среди самих либералов. Ибо терпимость сама по себе есть фундаментальная либеральная ценность. И в то же время поощрение свободы личности или личной автономии кажется приносящим с собой нетерпимость по отношению к нелиберальным группам.

Среди либералов идёт большая и всё более развивающаяся дискуссия о том. что является фундаментальной ценностью в либеральной теории — автономия или терпимость. Это противопоставление описывают по-разному, например, как противоположность между «всеобъемлющим» и «политическим» либерализмом, или между либерализмом «Просвещения« и «Реформации»,или между «кантианским» либерализмом и либерализмом «modus vivendi». В основе всех этих противопоставлений лежит аналогичная озабоченность тем, что в составе либеральных государств имеется множество групп, которые не ценят автономию личности и которые ограничивают способность своих членов ставить под вопрос традиционные практики и отступать от них. Если в основание либеральной теории ставить автономию, то это угрожает вызвать отчуждение таких групп и подорвать их верность либеральным институтам, в то время как либерализм, основанный на толерантности, может обеспечить более надёжную и широкую базу легитимности власти.

Эти новые теории «политического либерализма- отражают серьёзное стремление найти место для «коммунитаристских» групп меньшинств. Однако я полагаю, они лишь затемняют, а не устраняют или обезвреживают потенциальные конфликты между либеральными принципами и нелиберальными группами.

Чтобы увидеть это, нам нужно изучить идею толерантности. Либерализм и толерантность действительно тесно связаны, исторически и концептуально. Развитие религиозной терпимости было одним из исторических корней либерализма. Религиозная терпимость на Западе возникла из бесконечных религиозных войн и признания и католиками, и протестантами того, что стабильный конституционный порядок не может основываться на общей религиозной вере. Согласно Ролзу, либералы просто распространили принцип терпимости на другие спорные вопросы о -смысле, ценности и цели жизни человека».

Но если либерализм действительно может рассматриваться как расширение принципа терпимости, важно видеть, что религиозная терпимость на Западе приняла особую форму — а именно, форму идеи личной свободы совести. Теперь одним из основных прав личности является право исповедовать веру, пропагандировать спою религию, менять её, или лаже вообще отказываться от религии. Ограничения на эти свободы индивида рассматриваются как нарушения фундаментального права человека.